История Красносельского

КЮЮРЁЛЯ – КРАСНОЕ СЕЛО (КРАСНОСЕЛЬСКОЕ

  Красносе́льское — посёлок на Карельском перешейке, (95 км Восточно-Выборгского шоссе), на западном берегу Вишневского озера (Иск-ярви). Название до 1948 года: официальное — Кююрёля (фин. Kyyrölä), неофициальное — Красное Село.

               В состав волости Муолаа Выборгской губернии Финляндии входили деревни: Хотокка (Стрельцово), Муолаанкюля (Грибное), Кангаспелто – Новая деревня (Искра), Суденоя – Развоз, Кююрёля (Красносельское), Парккила – Паркино, Сойттола (Подгорье), Ханттула, Ккархула (Волочаевка), Илола (Овсяное), Перкьяви (станция Кирилловское и посёлок Кирпичное), Кескикюля (Староселье), Тааперниеми (Глубокое), Лавола (Нагорное), Сормула (Синицыно), Харвола, Весиккала, Кукела, Хейккиля, Лейриля, (Вишневка), Пяллиля, Турулила, Кирккоранта (Правдино), Койрала (Борки), Каннила, Пейкола, Пассила, Хаттула, Латтула, Ретукюля,, Лехтокюля, Яарила, Каллайнен, Хеймала, Сеола, Пихкала, СаккалилаТельккяля (Силино), Химала, Мюхкюряля, Оравала, Саавола (Лебедевка), Пуннус (Краснозёрное), Сокиала, Куусаа (Климово, Папоротниково, Дубки), Мяяттяля (Пчёлино), Пейппола,Паакели, (Лейпясуо).

              Компактное расселение на Карельском перешейке выходцев из глубинных районов России берёт своё начало с 1710 года, когда граф Г.П. Чернышёв, получивший под своё управление обширные земли на Карельском перешейке, включая, г. Выборг и 92 крестьянских двора в Муолла, привёз в район Кююрёля (Красносельское), что в 40 километрах к юго-востоку от Выборга, 20 крестьянских семей из своего Череповецкого имения, расселив их на месте бывших карельских поселений Кююрёля (позднее – Красное село), Парккила (Паркино) и Кангаспелто (русское название – Новая деревня (Искра, которое было упразднено 28 декабря 2004г в связи с отсутствием жителей)).

Старое карельское название «Кююрёля» происходит, по всей видимости от фамилии «Кюррё». В старых шведских документах имеется упоминание о Юхо Кюре, который в 1546 году исполнял обязанности станового пристава в Муолла. Учитывая то, что названия многих населённых пунктов в сельских районах Финляндии образованны от фамилий жителей (в данном случае – с добавлением словообразовательного суффикса, то наиболее вероятным представляется именно такой вариант происхождения изначального названия.

В течение довольно продолжительного времени после окончания Северной войны в Кююрёля вообще не было финноязычных жителей. Первым из них стал Туомас Пикканен, приехавший сюда лишь в 1870 году.

Как и на всей территории Муолла, Красное Село (Кююрёля) сменило много владельцев: после Г.П. Чернышёва им владел его сын П.Г. Чернышёв, а после 1878 года в связи с выкупом финляндским автономным государством помещичьих земель для последующей их передачи в полное наследственное владение местным крестьянам,  жители Красного Села также получили землю в свою собственность.

В начале XX века Красное Село – Коорёля – было уже довольно крупным населённым пунктом. Почти все его жители были прямыми потомками тех, кто был завезён сюда графом Г.П. Чернышёвым в начале XVIII века. К 1920 году их насчитывалось уже более 1800 человек. Домов в селе было почти две с половиной сотни, имелась школа, было много лавок (среди частных торговых заведений, которыми владели Ушаковы, Галкин, Тюрин, Кузнецов, Корелины, была одна так называемая общественная торговая точка), имелись мельницы, лесопильни, мукомольни, чайная и т.д. Большой известностью пользовалось гончарное производство: горшки, миски, тарелки, декоративные изделия из обожжённой глины в те годы славились своим качеством и оригинальностью далеко за пределами района. Даже в настоящее время глиняных петушков своеобразной формы в Финляндии продолжают называть «кююрёля».

Вплоть до конца 30-х годов в русских деревнях Кююрёля  жители устраивали святочные обходы, традиционными были гадания: согласно местным поверьям, на крещенье был самый разгул всевозможной нечистой силы – это были домовые, банники, водяные, а также чисто красносельские «лошадь без головы» и «белая баба у мосточка»; на масленицу устраивались лихие катания на дровнях и санях на Кривошейной горе, пекли жаворонков на Сороки. На пасху же не только звонили в церковные колокола, но и производили – в XIX веке – выстрел из пушки. Но однажды пушка возьми да разорвись, и тогда перед началом колокольного звона взрывали динамитный заряд. Такие вот «особинки» были характерны для тогдашних здешних традиций. Местные финны, чтобы подразнить христосовавшихся и покуражиться, переиначивали пасхальное восклицание «Христос воскресе!» на «Кристус реесся!» («Kristus reessg!» - «Христос в санях!»). Русские же, будучи тоже не лыком шитые, на приветствие «Куйнка менее?» («Kuinka menee?» - «Как дела?»), отвечали такой прибауткой: «Конька меня, конька меня, зашибить тебя поленом!» Сосед-финн почтительно кланялся, думая, что ему тоже отвечают приветствием, а русский добродушно хохотал.

В Егорьев день освящали скотину, на Петров день бросали жребий и делили берег на покосы, а праздник Троицы отмечали очень торжественно. В деревнях водили хороводы, украшали берёзки и топили их в озере, сопровождая это действо пением.

 Старые русские песни исполняли, иногда заменяя отдельные слова, что объяснялось влиянием местных топонимов: например, вместо «На муромской дороге» пели «На сормоловской дороге!» «Сормолово» - так русские люди Кююрёля называли расположенную неподалёку финскую деревню Сормула, в которой молодёжь из Кююрёля иногда бывала в поисках спутников и спутниц жизни. Традиционный праздник Юханнус (Ивана Купалы) финны отмечали по-своему, русские праздновали Троицу, финнов в их хороводах практически не было.

Потомок  финна Туомаса Пикканена, преехавшего в Кююрёлля в 70-х годах XIX века, Юха Пикканен, повествуя  о том, почему в Кююрёля (Красном Селе) хорошо был развит малярный промысел, рассказал следующую прибаутку: «Вот, значит, посылали детей на Валаам, на иконописцев учиться, да талантом не вышли, вот все в маляры и пошли». К. Шувалова (1905 года рождения), в свою очередь, говорила о том, что талант у маляров был просто непревзойдённый, и даже приводила при этом такую шутку: «Маляры-то были великолепные – самые что ни на есть художники, лучше самого Репина. Наши ему потолок в Куоккала так чудно забелили, а у него таланту не хватило». Язык жителей Кююрёля отличался некоторыми диалектными чертами говоров их исторической родины – земель у границы нынешних Вологодской и Новгородской областей – и влияние диалекта финского языка, распространенного в волости Муолаа. Голавин записал, в частности, несколько примеров: «Ну что, исть захотел, смитри, как картошка росхохоталась (т.е. растрескалась)»; «Правильно губа твоя шлеппает, пора и нам за стол садиться, гусиные лапки потчевать. Я не едал, мой дядя видал, как барин едал. За вкус не берусь, а горячо будет»; «Хватит бороздить (т.е. говорить), горяки (т.е. спешки) нет, давай покурим, потом снова задурим».

Были ещё и шутливые дразнилки на каждую из четырёх русских деревень Кююрёля: «Канки – поганки, вшивы черепанки» (на Канки - кангаспелто) или Новую Деревню); «Развоз – паровоз, всех людей перевёз» (на Развоз - Суденоя); «Паркино – Даркино, вшивая деревня, ребята за ноги возили и в колодец опустили» (на Паркино - Парккила); «Село – помело, всех людей размело» и «Красносёлы – люди весёлы, сидят на горке, едят кокорки» (на Красное село - Кююрёля).

12-го июня 1889 года представители русского православного населения Кююрёля подали губернатору Выборгской губернии прошение о предоставлении их району прав на самоуправление. Это ходатайство было удовлетворено, и 1-го января 1890 года внутри волости Муолаа на территории компактного проживания русского населения, относившегося к православному церковному приходу, появился самоуправляющийся административный район и был назначен его глава, который в начальный период существования нового района решал все административные вопросы единолично. Первое время он исполнял свои обязанности, так сказать, на общественных началах, т.е. плата за эту работу не полагалась. В дальнейшем (1900-1910 гг.) ему был назначен должностной оклад, размер которого составлял несколько десятков марок в год. После принятия летом 1898 года нового закона о сельских муниципальных органах власти в Кююрёля также был создан совет районных представителей (уполномоченных), в который было избрано 12 членов – т.е. минимально допустимое законом число. Собрания и всё делопроизводство в совете велись на русском языке, хотя со временем на территории данного православного прихода стали появляться и жители-финны. В 1922-1924 гг. состав совета уполномоченных входил всего лишь один представитель-финн. С 1923 года официальным языком делопроизводства в Кююрёля, как и на всей территории Финляндии, становится финский.

Несмотря на то, что муниципальный архив района был полностью утрачен в первые дни декабря 1939 года, тем не менее история сохранила упоминания о некоторых наиболее известных представителях Кююрёля, в разные годы занимавших должности в совете районных уполномоченных. Это купцы Симеон Лукьянов из Парккила, Н.И. Сибаков и И.В. Лукьянов из Кююрёля, земледельцы-дворохозяева Григорий Серов, Пимен Тюрин, а также купец Михаил (Микко) Сибаков. Председателям совета в разные годы были Илларион Сосунов, Андрей Белдышкин и Александр Сибаков.

Муниципальное районное образование Кююрёля было упразднено по постановлению правительства (Государственного совета), принятому в 1933 году, и с 1 января 1934 года, после 44 лет самоуправления, этот район вновь был объединён с волостью Муолаа.

В Кююрёля были две православные церкви – в самой деревне Красное Село (Кююрёля) и в Новой деревне (Кангаспелто). Главной была церковь во имя Сретения (т.е. Внесения младенца Христа во Храм), кирпичная, построенная архитектором Н. Бараньевым в 1898 году. Эта церковь была третьей по счёту, поскольку две предыдущие, выстроенные из дерева, сгорели (самая первая деревенская церковь была построена ещё в 1725 году, но она сгорела 5 января 1788 года, а вторая сгорела 6 декабря 1894 года). На церкви во имя Сретения было установлено 9 колоколов, самый большой весил 2850 кг. Церковь имела великолепную внешнюю отделку. Иконостас был двухрядным, с обилием позолоты и резьбой по дереву.

 

Другая деревянная церковь, построенная в 1906 году в Каннельярви и перевезённая в 1921 году в Новую Деревню (Кангаспелто), была освящена в честь иконы Казанской Божьей Матери (девы Марии). На колокольне было 6 колоколов, самый большой весил 600 кг.  

К православной церковной общине Кююрёля относилась ещё третья деревянная церковь, находившаяся в районе станции Перкъярви (ныне посёлок Кирилловское), т.е. за пределами русского района Кююрёля, освящённая 25 мая 191 года в честь Святого Сергия Радонежского. Колоколов на церкви было 5, они были весом 230, 98, 40, 33, и 13  кг. Церковь в посёлке Красносельское в настоящее время

Ни один из этих храмов до наших дней не сохранился.

Разразившаяся в России  в конце января 1918 года гражданская война не обошла стороной и Карельский перешеек. Как и по всей стране, люди, здесь тоже разделились на белых и красных, чтобы, убивая друг друга, отстаивать правду и социальную справедливость в соответствии с представлениями той или другой стороны.

В волости Муолаа в одних местах войны как будто бы и не было, зато в других ожесточённые перестрелки происходили с самого начала этих событий.

Антирусские настроения в связи с гражданской войной и участием в боях на стороне красных русских солдат и офицеров, а также помощью оружием и людьми, оказывавшейся Советской Россией в нарушении условий Брестского мира, вспыхнули с особой силой. По некоторым данным, в частности в русскоязычном районе Кююрёля было убито около 400 человек местного населения.

Гражданская война в Финляндии, явившаяся следствием социальных потрясений в Российской империи в 1917-1918 годах, оставила глубокий след как в истории страны, так и в сознании людей.

С началом Зимней войны население волостей Муолаа и Эюряпяя было эвакуировано вглубь Финляндии.

По мирному договору, подписанному в Москве 12 марта 1940 года, 10% территории Финляндии, в том числе и весь Карельский перешеек, отошли к СССР. Великая Отечественная война, начавшаяся 22 июня 1941 года, когда руководство Финляндии под впечатлением военных успехов гитлеровской Германии и под влиянием антисоветских настроений, преобладавших в общественном сознании финнов, втянуло страну в войну против СССР. Финские войска уже к началу сентября 1941 года вышли к линии Карельского укрепрайона, прикрывавшего Ленинград с севера. И только 9 июня 1944 года Советские 21-я и 23-я армии Ленинградского фронта быстро прорвали финскую оборону, и к 20 июня войска 21-й армии уже подходили к Выборгу.

После подписания 19 сентября 1944 года Соглашения о перемирии, восстановившего Советским Союзом границу 1940 года, а затем в феврале 1947 года – Парижского мирного договора Советский Союз получил все юридические права на  этой территории. Через некоторое время произошло массовое переименование населённых пунктов на Карельском перешейке.

Из примерно двух с половиной сот хозяйств деревни в 30-е годы финских было всего 5 или 6, среди них дома Пикканенов: финны, постоянные жители, появились в Красном Селе только в конце XIX века. В частности, Пикканены содержали постоялый двор.

В 1946-47 гг. в Кююрёля было переселено 25 семей из Кировской области. В начале 1948 г. по решению исполкома сельсовета за деревней Кююрёля было закреплено название «Красное Село», которое в дальнейшем трансформировалось в «Красносельское». В данном случае можно говорить о восстановлении русского исторического имени селения, которое существовало здесь прежде.

В ноябре 1949 года при разукрупнении Климовского сельсовета Сосновского района был образован Красносельский сельсовет, который просуществовал до ноября 1960 года, когда в ходе последующего объединения сельсоветов, Красносельский был ликвидирован и появился новый – Правдинский.

            В настоящее время Красносельское сельское поселение — муниципальное образование в составе Выборгского района Ленинградской области. Образовано 1 января 2006 года, включило в себя территории бывших Кирилловской и Красносельской волостей. Площадь поселения 70,24 кв.км. Население 5011 человек. На территории поселения находятся 21 населённый пункт (21 посёлок). Административным центром Красносельского сельского поселения  является посёлок Красносельское.

В посёлке имеется здание администрации, Дом культуры, почтовое отделение. В местной школе организован небольшой краеведческий музей. Православное кладбище частично приведено в порядок потомками бывших жителей Кююрёля, живущих ныне в Финляндии. На фундаменте православного храма воздвигнут деревянный крест.